Рифмы в частушках
22/03/2020
Сейчас мы рассмотрим интересный жанр русской народной поэзии - частушки. Этот жанр берет свое начало во второй половине XIX века.
В это время уже сложилась единая система русского национального стиха на основе силлаботоники.
Пожалуй, сложно встретить человека, который не слышал бы частушек. Ведь этот жанр живет и развивается и в наши дни.
Точного времени рождения частушки никто не зафиксировал, но, начиная со второй половины XIX века, частушки широко распространялись по деревням, вытесняя другие формы народной лирики.
О них писали, как о новых песнях нового времени, в которых сочетаются элементы фольклорной и литературной поэтики. Исследователи отмечают в частушке четкий ритм и строфическое деление текста.
Своим названием этот жанр обязан Глебу Успенскому.
Бытует мнение, что частушка явилась как помесь городского романса и традиционной игровой песни - литературы и фольклора.
Частушка свободно усваивала традиционные размеры и ритмы силлаботоники. Не обладая ученостью, ее создатели позволяли себе многочисленные вольности и отступления, до сих пор приводящие к спорам о метрике частушек.
Не исключено, что кроме городского романса оказывали влияние украинские, белорусские и польские народные песни.
Ритм частушек — вольное усвоение традиционных для русской поэзии силлаботонических размеров с поправкой на народный слух.
Метрической основой большинства частушек является хорей.
Скоро будет перемена,
Переменушку сулят —
Под венец идти велят.
Ритмическая схема со сменой парных женских и мужских рифм, в которой Пушкин написал “Сказку о царе Салтане”, Ершов - “Конек-горбунок”, Некрасов - “Сказку о царевне Ясносвете”.
Схема частушки весьма вольная, в четвертой строке хорей часто нарушается.
Возникает полиметрическая строфа из-за надставки одного безударного слога, что обуславливается музыкальной интонацией. Причем, своеобразное сочетание хорея с ямбом может происходить в нескольких строках частушки за счет ямбических надставок:
На твое мне место пять:
Неужели из пяти
Цветка по сердцу не найти?
В частушках часто начальный безударный слог возникает не в результате наращивания хорея в ямб, а в соответствии с музыкальной синкопой, в результате усечения ударного слога:
(эх!) Скорее зарастай...
Или, порой, в результате того же воздействия музыкальной интонации, две последние строки частушки ритмически сливаются в одну:
Дорогого судака;
Четыре года канителила
Такого дурака.
«Четыре года канителила такого дурака» - словесный эквивалент одного музыкального периода и типа одной строки восьмистопного ямба. Обилие дактилических окончаний, часто снабженных рифмой, придает особое разнообразие ритмической схеме частушки.
К особенностям частушки можно отнести актуальности ее сюжетов, ее связи с реальным процессом жизни.
Содержание частушки сливается из двух слоев культуры - традиционной культуры старой деревни и культуры города.
От литературы частушка усвоила метрику и строфическое строение с разнообразным расположением рифм.
От народной поэзии в частушке остались черты параллелизма в строении образа и синтаксической структуре, обилие суффиксальных рифм (особенно среди дактилических), характерные неточные рифмы, постоянные словесные конструкции, эпитеты, некоторые смысловые схемы, варьирующиеся, как и в традиционных речевых жанрах народной словесности.
Из литературы частушка заимствовала строфу, “куплет”, перекрестную рифмовку. Но звуковое строение частушечной рифмы очень близко к речевым жанрам народной поэзии — поговорке, пословице, прибаутке, загадке. Так же нельзя исключать и влияния литературы на рифмы в частушках. Став живой структурой в системе национального стиха, частушка начала оказывать свое обратное влияние на литературные жанры. В частности, рифмы частушки оказали свое влияние на распространение неточной рифмы в русской поэзии.
В публикации использовались материалы из книги Д.Самойлова “Книга о русской рифме”.