Поэзия и наука
26/03/2020
Размышляя о сходстве и различии науки и искусства рассмотрим соображения о природе стиха с точки зрения теории информации и философии.
Поэтическое образное мышление — неотъемлемая часть научного творчества, особенно, если рассматривать разделы науки, в которых главенствует мировоззренческое значение. Затрагивая ряд эстетико-философских вопросов можно сделать выводы, что всякая широкая научная концепция допускает наряду с логическим также и поэтическое обобщение. То есть, научную концепцию или представление можно выразить в виде поэтического выражения.
Поэты и ученые неоднократно говорили, что наука, как и поэзия, могут возбуждать в сознании человека высокие и сильные эмоции.
Научная поэзия — это не украшательство и не перевод представлений науки на другой, более доступный язык, а дополнение научных представлений такой информацией, которая не передаваема только логическими средствами, но доступна образному мышлению.
Как было уже отмечено в статье “Цель проекта”, основная идея состоит в том, чтобы исследовать и проанализировать стихотворения классиков.
Для этого попробуем разобраться, какая существует взаимосвязь между информацией и эмоциями.
Эмоции и информация
Поэзия - это тонкое сплетение информации и эмоций.
Способность переживать эмоции — объективное свойство человека, но оно является внутренней особенностью его психики, характеризующей интеллект, а не внешний мир.
Эмоции — это одна из форм реагирования человеческого сознания, отображающая его отношение к предметам и событиям окружающего мира.
В сознании человека отображения предметов и событий внешнего мира возникают от ощущений. В этих отображениях присутствует не только информация, но и определенные эмоции, которые становятся истоком его внутренних переживаний.
События личной или общественной жизни также вызывают те или иные эмоции: радость или горе, спокойную уверенность, надежду или тревогу, а иногда чувство страха.
Бесспорно, не всякая информация сопровождается эмоциями. Например, обычная справочная информация (таблицы физических величин, расписание поездов, карты шоссейных дорог, правила обращения с техническими устройствами), как правило не вызывает эмоций.
Однако, в подавляющем большинстве случаев восприятие элементов действительности, а также их изображение на фотографии, экране монитора, воспроизведение в памяти или словесное описание не только доставляет нам информацию об этих элементах, но и одновременно вызывает определенные эмоции.
Информация и эмоции прочно соединены в сознании человека, причем всякая существенная информация окрашена эмоционально.
Несмотря на то, что способность воспринимать информацию и способность переживать эмоции представляют собой проявления разных сторон нашего сознания, существует корреляция между содержанием той или иной информации и характером эмоций, которые в нашем сознании ассоциируются с этой информацией.
Восприятия или воспоминания, содержащие похожую информацию, вызывают похожие эмоции и наоборот, восприятия или воспоминания, достаточно различные по содержащейся в них информации, порождают разные эмоции.
Никто не отождествляет и не спутает эмоции, вызываемые картиной бурного моря и тихим звездным небом, бурным водопадом и спокойным течением широкой полноводной реки.
В сознании человека существует корреляция между содержанием информации и характером эмоций.
Рассмотрим абстрактный пример: пусть некоторая информация А ассоциируется с эмоцией В. Допустим, что тем или иным способом мы можем возбудить в человеке эмоцию В, не передавая ему информации А. Если воспринимающий человек обладает надлежащим уровнем эмоциональной культуры, то в его сознании осуществляется ассоциация эмоции В с информацией А и, таким образом, возникает представление о содержании последней. Конечно, это представление неизбежно будет обобщенным и несколько неопределенным, но с большой вероятностью оно будет правильным.
Это объясняет, почему эмоции могут стать для человека носителями или источниками информации.
Такая схема может показаться абстрактной и надуманной. Однако, фактическим подтверждением схемы является передача информации музыкой, например, симфоническим произведением, не сопровождаемым пением или хореографией (которые сами по себе могут быть источником информации).
Очевидно, что непосредственной передачи информации в симфонической музыке не происходит, но она способна в сильной степени возбудить в сознании слушателя эмоции, связанные с той или инои информацией.
Таким образом, через эмоции, т. е. вторично, симфоническая музыка передает информацию.
Бесспорно, что такая информация не однозначна, и каждый слушатель придаст ей свой субъективный оттенок.
Если употребить математический термин, то можно сказать, что содержащаяся в симфоническом произведении информация, косвенно передаваемая через эмоции, обладает значительной энтропией (неопределенностью), но она не хаос, не лишенный смысла шум.
В смысловом отношении — это сильно обобщенная информация, оставляющая широкие возможности конкретизации, но точная по своей эмоциональной окраске.
Сам факт существования связи между информацией и эмоциями не требует доказательств: осуществленная в нашем сознании, она подтверждена самоощущением каждого человека.
Многие эмоции могут заставить человека действовать, чего-то желать, к чему-то целенаправленно стремиться.
Таким образом, эмоции не только окраска восприятий, но и субъективное отображение наших отношений к предметам и событиям внешнего мира и внутренний стимул ответных реакций на внешнее воздействие.
Эта согласованность объясняет нам, почему эмоции могут быть источниками или носителями информации.
Кроме того, такая согласованность позволяет нам в условиях недостаточной информации проникать в природу объектов внешнего мира и смысл явлений окружающей нас жизни на основе эмоциональных ощущений.
Именно в этом заключается сущность интуиции. Ее значение для интеллектуальной деятельности человека очень велико.
Однако, к этому вопросу мы вернемся в следующих публикациях.