Информация и эмоции в стихотворении

03/04/2020

Задумывались ли вы когда-либо, от чего зависит восприятие, истолкование и оценка поэтического текста?

Восприятие и оценка стихотворения зависят от прямой и образной информации, сосредоточенной в нем. Однако, нередко оба вида информации более сложно переплетаются, и простое разделение, показанное в статье “Прямая и образная информации в стихотворении” становится невозможным. Так же, как и не существует способов построения стиха, которые позволяют читателю отличать прямую информацию стиха от образной.
Однако, относительные объемы этих видов информации могут быть весьма различны, и в этом отношении не может существовать каких-либо норм.

Хотя восприятие и оценка стихотворения во многом зависит от прямой информации, которая вызывает первичный интерес, и от образной, которая вызывает ассоциации в сознании человека и эмоционально окрашивает первичную информацию.
Стихи, в которых прямая информация дается только в виде слабого намека, а остальная часть представлена образной информацией, могут оказывать на читателя воздействие, сходное с прослушиванием музыкальных произведений.

Образное мышление — душа поэзии.
Музыкальность речи, то есть ритм, концевые и внутренние рифмы, ассонансы и другие формы организации стихотворной строки, могут существенно усилить эмоциональное воздействие образов, но сами по себе они недостаточны для этого воздействия.

Иначе говоря, музыкальность стиха не источник воздействия, а его усилитель, который становится бесполезным, если нечего усиливать. Без образов нет поэзии.

Все сказанное можно доказать опытным путем. Для этого достаточно написать стихотворение, в котором выполнены ритмические требования, имеются рифмы, но нет образов, и мы сразу убедимся, что такое стихотворение нельзя назвать поэтическим произведением.

Примером могут послужить стихи Е. Соколовой и Г. Семенова «У пионерского костра»:

Жук трижды в год плодится тихо,
Его родня растет, растет,
До 800 яиц жучиха
В урочный час всегда кладет.
На вид он маленький, неброский,
Лишь в сантиметр величиной,
На крыльях желтые полоски,
Их десять — признак основной...

Приведенный текст обладает формальными признаками стиха. Однако, отсутствие образов полностью исключает эмоциональное воздействие, углубляющее информацию.
Мы имеем дело с зарифмованными сведениями из учебника энтомологии, причем, подача в виде стиха этих сведений нас не обогащает и, в лучшем случае, только облегчает их запоминание.
С другой стороны, свободный стих, без рифм, лишенный ритмической жесткости, но написанный образным языком, может быть подлинным поэтическим произведением.
В качестве примера возьмем стихотворение эстонской поэтессы Эллен Нийт в авторизованном переводе Юнны Мориц:

Время крылато, любимый,
Дни взлетают с ладони, как птицы.
Осень пришла. Прощаясь, кричит караван журавлиный
У самого неба.
Береза роняет
Осенние листья, И падают звёзды ночами
С небесных ветвей.
Иди поскорее сюда, соберем Все то, что оставило лето,
Отведаем сладкую мудрость плодов
И будем хранить у себя до весны
Семена.
И я бы хотела,
Чтоб несколько листьев
Осталось на память
Об осени этой.

Поэзия возникла естественным образом, в результате определенных потребностей человеческого интеллекта.
Изложенный выше анализ показывает, что, опираясь на первичные связи между информацией и эмоциями, поэзия представляет собой искусство, позволяющее целенаправленно создавать новые связи между эмоциями и информацией, передаваемой с помощью слов.

Естественно возникает вопрос: для чего это нужно, какие запросы человека при этом удовлетворяются?
На этот вопрос можно ответить следующим образом.

Информация, возникающая при восприятии внешнего мира или содержащаяся в какой-либо мысли и эмоциональный аккомпанемент к ней - отдельные стороны единого целого.
Эмоциональный аккомпанемент необходим для передачи таких оттенков информации, которые чисто логическими средствами непередаваемы.
Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и выработать ответную реакцию.
Информация, лишенная эмоциональной окраски, мертва.
Путем соединения информации с эмоциями в человеческом сознании осуществляется целостный синтез внешнего объективного воздействия с внутренним ощущением. Слушая стихи или музыку, всматриваясь в картины или скульптурные портреты, посещая хореографические выступления, мы испытываем те или иные эмоции. А оценивание произведений искусства и воздействие их на нас происходит в той мере, как отраженные в них эмоции и переживания становятся нашими собственными переживаниями.
Без этого нет живого, воздействующего на человека искусства.

В статье использовалась информация из брошюры Г.Ф.Хильми “Поэзия науки”.



Комментарии: