Неточные рифмы: усечение
24/04/2020
Неточные усеченные рифмы условно можно разделить на несколько видов.
С конечным усечением:
- мужские: сто — пустой (усечение “j”), глаза — назаД;
- женские: волны — полный (усечение “j”), люди — будеТ;
- дактилические: тИнисты — блондинистый (усечение “j”), шекспирову — репетировал.
Литературный канон XVIII—XIX века первыми дозволенными неточными рифмами допустил женские рифмы с усечением “j”.
Ими пользовались поэты во времена Маяковского, а также, часто всnречаются и в настоящее время.
С усечением в группе конечных согласных:
- мужские: простор — торТ, тот — тоРт, ворс — вёрсТ, тост — тоЛст;
- женские: голос — полосТЬ, почек — очеРк;
- дактилические: вымолоть — жимолоСть.
Этот вид является более новым, хотя, по аналогии с женскими, в начале нашего века стали появляться мужские и дактилические рифмы с усечением “j” (Анненский, Белый). Это самая начальная стадия неточной рифмы.
Усеченные были «главными» неточными рифмами во время первого взлета неточной рифмы (начало 10-х — конец 20-х годов). Свое первенство удерживают они вплоть до 50-х годов. И лишь в последние два десятилетия резко сдают свои позиции.
Число рифм с конечными усечениями за пятьдесят лет сократилось в рифменном репертуаре более, чем вдвое. В 20-е годы у Маяковского, Есенина, Тихонова, Асеева, в 30-е - у Светлова, Смелякова, Твардовского среди неточных рифм более 50% были усеченные.
В 60-е годы у Наровчатова, Евтушенко, Винокурова, Вознесенского, Казаковой — их не более одной десятой. Особенно резко падало число усеченных мужских у поэтов старшего поколения (Асеев, Тихонов, Сельвинский, Ауговской, Кирсанов, Прокофьев).
Пастернак, Заболоцкий, Саянов, Грибачев, Рыленков, Твардовский в 50-е годы полностью отказываются от них. Неоднократно высказывалось мнение, что мужские рифмы, как бы, компенсируют неточность других рифм в современной строфе, поэтому неточных мужских всегда относительно меньше. Число их является своеобразным показателем интенсивности рифменного эксперимента.
У Тарковского, к примеру, этот показатель равен нулю. «Дни поэзии» с 1960 по 1977 годы свидетельствуют о некотором росте в употреблении конечных усечений. Связано это, однако, не с возвратом к «устаревшему вкусу», а скорей со становлением нового способа рифмования.
С внутренним (интервокальным) усечением:
в первой предконечной позиции:
- женские: дети — столетЬе, отбудем — орудЬем (усечение “j”), какао — скакаЛо, веки — веТки, озерах — зерНах;
- дактилические: влезаючи — заячЬи (усечение “j”), солоно — холоДно, хутора — муторНа;
во второй предконечной позиции (дактилические): таранями — старанЬями (усечение “j”), папиросочки — тросТочки .
Рифмы этого вида встречаются в народной поэзии. Не там ли подслушал их Блок (карЛики — сухарики)?
С 20-х годов число их постепенно увеличивалось за счет двух обстоятельств:
- рифмы с усечением “j” («почти» точные по звучанию) прочно вошли в творчество поэтов, ориентировавшихся на традиционную рифму. Например, Пастернак (недоверьем — терем, смятенЬи — ступени, осенним — опасенЬем), а за ним и другие поэты вводили этот вид рифм, как бы расширяя вольности классического канона;
- число внутренних усечений росло по мере продвижения созвучий влево — от окончания в глубь слова.
О видах неточных рифм и об определении неточных рифмы можно прочитать в предыдущей публикации “Простые неточные рифмы”.