Неточная рифма: ассонанс

30/04/2020

У термина “ассонанс” в русской поэзии есть несколько значений. В данной статье рассмотрим “ассонанс” как неточную рифму.

С 19 века в русской поэзии классической рифмой стали считать случаи, когда все звуки, начиная с ударного гласного, совпадают, то есть требование, чтобы совпадали все буквы, установленное реформой Тредиаковского-Ломоносова, упразднили.

В конструкции “ассонанса” большую роль играет “опорный согласный”.

Опорный согласный – это согласный звук, стоящий перед ударным гласным рифмующегося слова.

Возьмем наугад два рифмующихся слова, например:

корова - черноброва.

Поставим ударения, выделим клаузулы:

ко - (рО - ва); чер - но - б (рО - ва);

Видим:

  • клаузулы в обоих случаях женские;
  • согласный, стоящий перед ударным гласным, совпадает («р»).

Если бы совпадали только три последних звука (О-ва) это была бы классическая рифма, но в данном случае это богатая рифма, так как совпадает полностью ударный слог (опорный согласный + ударный гласный).

Но что будет, если ударный слог будет одинаков, а следующие за ним – нет?
В этом случае мы говорим об “ассонансе” (помним об орфоэпичности рифмы).

Например:

Корову; чернобровой;

  1. Выделим последний ударный гласный.

Кор__О__ву, чернобр__О__вой;

  1. Определим опорный согласный:

ко__РО__ву, черноб__РО__вой.

  1. Сравним следующий за ударным слог (или слоги); совпадение частичное:

«Ву» и «Вой».

В этом случае это не богатая рифма (совпадает только ударный слог), это - ассонанс.

Ассонанс – неточная рифма (рифмоид), в которой совпадают ударные слоги, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны.

Усеченная рифма и ассонанс

Какие отличия между усеченной рифмой и ассонансом? Какие условия должны выполняться, чтобы назвать рифму ассонансом?

Попробуем разобраться какое отношение усеченная рифма имеет к ассонансу.

Усечение “Й”

В русском классическом стихе усеченной рифмой называется такой пример рифмовки, когда не принимается в расчет последний звук «Й».

Светильник дня прекрасный,
Ложись и ты, - почий,
С зарею новой ясны
Ты вновь прострешь лучи.

(В. Капнист).

Первая и третья строки: прекрасный – ясны.
Вторая и четвертая: почий – лучи.

Выделим рифму: 1) – Асны; 2) – Чи;

Как видим, звук «Й» в расчет не принимается.

В этом случае мы говорим о классической усеченной рифме.

Усечение “Л”, “Т”, “М”

Что же мы получим, если не будем принимать в расчет другие буквы? Например, «Л», «Т», «М»?

В этом случае мы будем говорить об усеченной рифме, так как одно из рифмуемых в конце стиха слов неполностью покрывает созвучия другого слова, например:

Я не была коварною –
За всё меня прости –
Но в душу многогранную
Ты сам меня пустил.

(Ю. Чернявская)

У термина “ассонанс” в русской поэзии есть еще одно значение – «созвучие».

Этот фонетический приём, который заключается в повторе одного или нескольких ударных гласных звуков, сконцентрированных в пределах части художественного произведения, в основном стиха или фразы.
Ассонанс (созвучие) используется в поэзии для облагозвучивания речи.
Этим приемом часто пользовался А.С.Пушкин, например, в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

Ассонанс (созвучие)

В публикации использовалась информация из рассылки Имма Грак - “Азбука поэзии. Поэтический семинар”.

О видах неточных рифм можно прочитать в статье “Простые неточные рифмы”.



Комментарии: